Грачевский МО
Грачевский муниципальный округ Ставропольского края

Финансовая грамотность

В трех населенных пунктах Грачёвского района Ставропольского края впервые начнут работу общедоступные пункты финансового просвещения.

Жители сёл Сергиевское, Тугулук и Верхняя Кугульта смогут получить консультации специалистов Отделения по Ставропольскому краю Центрального банка Российской Федерации по вопросам предоставления финансовых услуг (вклады, кредиты, страхование и т.д.), узнать о защите своих прав в случае их нарушения финансовыми организациями, научиться противостоять уловкам финансовых мошенников.

Пункты финансового просвещения создаются в рамках реализации регионального проекта по повышению доступности финансовых услуг в Ставропольском крае.

«Исследования Банка России показали, что на Ставрополье около 300 малых населенных пунктов, в которых для доступа к финансовым услугам отсутствуют не только отделения банков, но и даже стабильный интернет-доступ. Поэтому мы ожидаем большой интерес жителей сельских поселений к консультациям об услугах финансовых рынков, – говорит Игорь Шапин, заместитель управляющего Отделением Ставрополь Южного ГУ Банка России. –Грачевский район стал пилотной территорией этого проекта, и мы планируем в скором времени открытие подобных пунктов финансового просвещения и в других районах Ставропольского края».

Пункты финансового просвещения будут открыты для любого желающего 8 и 20 ноября, а также 4 и 18 декабря 2019 г. по адресам:

- п. Верхняя Кугульта – ул. Ленина, 17 (здание МКУК «Культурно-досуговый центр») – 09:30-11:00

- с. Тугулук – ул. Ленина, 46 (здание администрации) – 11:30-13:00

- с. Сергиевское – ул. К. Маркса, 44 (здание администрации) – 14:00-15:30

Банк России с 26 августа по 15 сентября 2019 проведет масштабный социологический опрос в Ставропольском крае на тему «Финансовая грамотность». Любой житель региона может поучаствовать в опросе и, затратив около пяти минут на ответы, тем самым помочь сформировать стратегию финансового просвещения на Ставрополье.

В опросном листе 28 вопросов, ответы на которые помогут специалистам Банка России понять – какие направления финансового просвещения наиболее актуальны и востребованы: формирование семейного бюджета, кредитование, налогообложение, страхование, пенсионные накопления, инвестирование, финансовое мошенничество и финансовая безопасность, защита прав потребителей финансовых услуг и прочее.

«Особенно важно для нас получить обратную связь от жителей районных центров и малых населенных пунктов, где уровень финансовой грамотности уступает крупным городам региона, — отмечает управляющий Отделением Ставрополь Южного ГУ Банка России Георгий Тикунов. — Сейчас в крае реализуется проект по повышению доступности финансовых услуг и увеличению доли безналичных платежей, и в его рамках планируется ряд мероприятий по финансовому просвещению населения отдаленных районов Ставрополья. Поэтому результаты опроса так ценны: проблемным зонам мы уделим особое внимание, и поможем людям стать финансово грамотными в наиболее актуальных для них темах».

Опрос анонимный, пройти его можно, считав при помощи мобильного устройства QR-код, или перейдя по ссылке: https://forms.gle/aeMp5tD5xmTHfMq27

Специалисты Отделения Ставрополь Южного ГУ Банка России оценили муниципальные образования Ставропольского края с точки зрения доступности финансовых услуг для населения и бизнеса. Учитывалось наличие в населенных пунктах банкоматов, терминалов для безналичного расчета, подразделений банков, микрофинансовых организаций, страховых компаний и отделений Почты России на тысячу жителей. Оценивалось также наличие доступа к проводному и мобильному интернету. В результате карта Ставрополья была разделена на пять цветовых зон: от «зеленой», где уровень доступности финансовых услуг находится в пределах 80-100%, до «красной», где он не превышает 30%.

В целом на «тепловой карте» финансовой доступности в Ставропольском крае преобладает «оранжевая» зона, где доступность финансовых услуг составляет 30-45%. В «зеленую» зону вошли Ессентуки, Железноводск, Буденновск, Дивное, Левокумское, Кочубеевское, Красногвардейское. Наиболее высокая концентрация «красных» зон отмечена в Курском, Туркменском и Шпаковском районах.

«У всех жителей нашего края должен быть качественный и равный доступ к финансовым услугам – оплатить товары картой, снять деньги в банкомате, совершить перевод, взять кредит или оформить страховку. При составлении «тепловой карты» Ставрополья мы отметили села, поселки и хутора, где для доступа к финансовым услугам нет вообще ничего – от терминала безналичной оплаты в магазине до уверенного сигнала мобильного интернета. Сейчас рабочая группа по повышению финансовой доступности, в которую входят представители краевого правительства, финансовых организаций и операторов связи, занялась поиском решений по каждому конкретному населенному пункту», – прокомментировал управляющий Отделением Ставрополь Южного ГУ Банка России Георгий Тикунов.

«Тепловую карту» Ставропольского края составили для дальнейшей реализации совместного с краевым правительством регионального проекта по повышению финансовой доступности на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях. План мероприятий этого проекта в марте подписали начальник Южного ГУ Банка России Евгений Эберенц, управляющий Отделением Ставрополь Южного ГУ Банка России Георгий Тикунов и губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров.

Помните, что банк обязан вернуть деньги только в том случае, если вы выполнили два условия:

  1. Сообщили банку о краже денег с карты не позднее следующего дня после того, как банк уведомил вас о подозрительной операции.
  2. Не нарушали правил безопасности при использовании карты. В частности, не сообщали мошенникам данные карты, не хранили пин-код вместе с картой, не писал код на самой карте, не позволяли никому делать ксерокопии или фотографии вашей карты. Если банк докажет обратное, то не вернет вам украденные деньги.

Если вы все-таки стали жертвой кибермошенников – не отчаивайтесь, а следуйте советам:

  • Незамедлительно сообщите в банк о мошенничестве, заблокируйте карту. Номер телефона обычно указан на обороте банковской карты или на официальном сайте вашего банка.
  • Запросите в отделении банка выписку по счету и напишите заявление о несогласии с проведенной операцией. Не забудьте оставить у себя экземпляр заявления с отметкой банка о приеме.
  • Обратитесь в правоохранительные органы с заявлением о хищении.

Согласно закону, банк может рассматривать ваше заявление не более 30 дней со дня получения, в случае международных операций – не более 60 дней. Банк должен проинформировать вас способом, который предусмотрен в договоре о выпуске и обслуживании карты. По вашему требованию банк обязать дать вам письменный ответ.

Не паникуйте и не спешите. Если настоящий банк увидит подозрительную транзакцию, он сам приостановит её на срок до 2 суток. За это время вы сможете либо подтвердить эту операцию банку, либо отменить её. Двух суток вполне достаточно, чтобы принять решение и самостоятельно позвонить в банк. Если же вы ничего не сделаете, то через двое суток банк автоматически снимет блокировку и транзакция будет проведена.

Да, мошенники чаще всего – хорошие психологи. Говорят напористо, энергично, уверенно, часто на фоне их разговора слышен шум работающего офиса или колл-центра, чтобы усилить эффект правдоподобности. Все это для того, чтобы вы утратили бдительность!

Даже если их речь убедительна, и угроза потерять средства с карты звучит для вас правдоподобно — прервите разговор, перезвоните в банк самостоятельно. Так вы будете уверены, что говорите не с преступником.

Кибермошенники могут подделывать официальные телефонные номера банков с помощью специального программного обеспечения. Поэтому нельзя доверять звонку, даже если вы видите на экране смартфона знакомый номер банка. Прекратите разговор с мошенником и самостоятельно, вручную (!) наберите номер горячей линии банка. Обычно его можно найти на обратной стороне банковской карты или на официальном сайте банка.

Набирайте номер только вручную! Не перезванивайте на тот же номер, с которого получили вызов, так как есть риск снова попасть к тем же мошенникам.

У мошенников немало способов добыть даже такие данные, и вовсе необязательно это результат «утечки из банка». Вы могли когда-то пересылать номер карты кому-либо для оплаты или перевода, диктовать его вслух при посторонних, ввести номер карты для оплаты покупки в интернете на ненадежном сайте, или на сайте, чья политика конфиденциальности позволяет передавать ваши данные третьим лицам, в общем – тем или иным способом позволить этой информации уйти в открытый доступ.

Не удивляйтесь этому. Такие данные мошенники могут собрать из разных источников. Те же социальные сети могут дать о вас много информации, от имени и даты рождения до номера телефона.

Это еще одна хитрость. Так мошенники стремятся усыпить бдительность, разыгрывая из себя настоящих сотрудников банка. «Нам не надо говорить никаких кодов из СМС», - заявляют они, — «просто введите этот код в тональном режиме!» или «Сейчас с вами будет говорить роботизированная система, назовите этот код ей, а нам – не называйте!».

Не поддавайтесь на эту уловку. Мошенники увидят и услышат код, который вы будете вводить или произносить.

Да, чаще всего так и происходит: обманщики звонят, представляются службой безопасности банка, и говорят, что видят по вашей карте подозрительный платёж на крупную сумму. Чтобы его остановить, вы должны срочно сообщить данные карты, CVC/CVV-код или одноразовый пароль из СМС-сообщения. Если человек колеблется или отказывается их назвать, ему угрожают, что деньги с его карты прямо сейчас уйдут неизвестно куда.

Не слушайте их! Если вы раскроете эти данные, мошенники получат доступ к вашему счёту, и уведут с него все деньги. Возьмите себе за правило: ни под каким предлогом никому не сообщайте личные данные, реквизиты карты и секретную информацию (CVC/CVV-код на обратной стороне карты, коды из СМС и ПИН-коды). Называть кодовое слово, которое вы придумывали, когда оформляли карту, можно, только если вы сами звоните на горячую линию банка.

Сегодня уже почти все знают мошеннические сценарии «Звонок с радиостанции: вы выиграли приз!» или «Мама, папа, я сбил человека, срочно нужны деньги». Тем не менее, почти каждый день в лентах новостей мы видим заголовки «Телефонный мошенник обманул пенсионерку!» или «Злоумышленники позвонили от имени банка!». Чаще всего люди становятся жертвами обманщиков, передавая им данные своей банковской карты.

Хотя в нашем обществе и растут постепенно финансовая грамотность и умения людей противостоять мошенникам, следует быть готовым к самым неожиданным и высокотехнологичным преступным сценариям.

Совместно с Отделением Ставрополь Южного ГУ Банка России подготовлены советы по противодействию телефонным мошенникам.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie