Грачевский МО
Грачевский муниципальный округ Ставропольского края

Информационный лист об уголке потребителя

Что такое уголок потребителя
Уголком потребителя называют место, где посетитель кафе, магазина или любого другого заведения может прочитать информацию о нем и о своих правах:
•    кто и какие услуги здесь оказывает;
•    какие нормы регулируют работу этого бизнеса;
•    как и куда обращаться в проблемных ситуациях.
Уголок потребителя должен быть на всех объектах, где продают товары или предлагают услуги, даже в палатке на ярмарке или кабинете швеи на дому. Не имеет значения, кто владелец бизнеса — компания, ИП или самозанятый. Если есть объект, значит, должен быть и уголок потребителя.
А вот при разносной торговле уголок потребителя не понадобится — например, когда на той же ярмарке у продавца нет своей точки, и он просто ходит по территории с сумкой или корзиной.

Какие документы должны быть в уголке потребителя
Информация, которую бизнес обязан предоставить клиенту, перечислена в статьях 8, 9 и 10 «Закона о защите прав потребителей» и в правилах, которые регулируют отдельные виды деятельности. Например, такие правила есть:
•    для розничной купли-продажи;
•    платных медицинских услуг;
•    бытового обслуживания населения;
•    общественного питания.
В законе сказано, что информацию нужно донести «в наглядной и доступной форме» и на русском языке. Проще всего сделать копии свидетельств, сертификатов и лицензий заведения, а к ним добавить информационные листы и нормативные акты.

Общий перечень документов для уголка потребителя:
•    информационный лист, на котором указано фирменное наименование заведения, график работы, адрес и тип, например магазин, парикмахерская или аптека;
•    копия листа записи ЕГРИП для индивидуального предпринимателя, ЕГРЮЛ — для компании, подойдет и выписка из реестра;
•    копия лицензии или свидетельства о госаккредитации, если они нужны для вашего вида деятельности;
•    актуальные версии закона о защите прав потребителей и правил, которые регулируют вашу деятельность. Можно купить типографское издание или распечатать документы из надежных источников, например официального портала правовой информации или справочных правовых систем;
•    книга отзывов, жалоб и предложений — для розничной торговли необязательно, а вот для других сфер бизнеса нужно;
•    информационный лист с адресами и телефонами контролирующих органов — местного отделения Роспотребнадзора, пожарного надзора, полиции и других;
•    журнал с отметками контролирующих органов.
В остальном нужно ориентироваться на отраслевые нормативные акты. Например, в магазине с товарами на развес в уголке потребителя кроме документов должны быть контрольные весы. А там, где оказывают услуги, — список услуг с ценами и сроками оказания, сертификаты, льготы, гарантии и данные об исполнителях.

Копии документов не обязательно заверять печатью организации и подписью директора. Но некоторые компании это делают, чтобы повысить доверие клиентов.
Несколько раз в год, а в идеале каждый месяц следует проверять, не изменились ли правовые нормы. Если изменились, то обновлять документы. Также нужно следить, чтобы в уголке не было неактуальных сведений о компании, например копии просроченного сертификата.

Информацию из закона о защите прав потребителей нужно размещать не только в уголке потребителя в заведении, но и на сайте, если он есть.

Как оформить уголок потребителя
В законодательстве нет строгих требований к оформлению уголка. В продаже есть специальные стенды под уголок потребителя с названием и комплектом нормативно-правовых актов. Например, таких много на маркетплейсах. Но покупать их необязательно: можно даже просто закрепить документы в файлах на стене или положить в папку-регистратор.

Главное, чтобы посетитель мог легко ознакомиться с информацией: так вы выполните требование доступности из закона. Поэтому не стоит вешать стенд на дверь подсобки в дальнем конце зала или хранить папку с документами под прилавком, лучше подыскать место на виду.

Штраф за отсутствие уголка потребителя

Роспотребнадзор  узнаёт о нарушении из жалоб покупателей или наблюдений сотрудников ведомства.  За ошибки в оформлении штрафуют по  ст. 14.5 КоАП:

— ИП — на 1500 — 2000 рублей.
— Должностные лица — на 3000 — 4000 рублей.
— Юрлица — на 30000 — 40000 рублей.

При первом нарушении штраф заменяют на предупреждение. Недочёты просят устранить в определённый срок.

Региональные власти имеют право устанавливать дополнительные требования к уголкам потребителей. Поэтому узнайте об особенностях в вашем регионе.

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике